Симптомы герпеса на глазу и методы лечения

Существует несколько форм офтальмогерпеса, именно так называется герпетическое поражение глаз. Любая из этих форм считается довольно опасным и клинически сложным заболеванием, поэтому должна лечиться исключительно специалистом. Герпес на глазу может поражать веки, слизистую оболочку или кожные покровы вокруг глазного аппарата. Ниже мы опишем симптомы и лечение различных форм глазного герпеса.

Способы заражения и причины проявления герпеса на глазу

причины проявления герпеса на глазу

Глазной герпес вызывают два типа вирусов герпеса: ВПГ первого типа и Варицелла-Зостер, вызывающий ветрянку и опоясывающий лишай. Также в некоторых случаях возбудителями заболевания являются ВПГ второго типа, провоцирующий генитальный герпес, а также разновидность 5 типа (цитомегаловирус) и герпес шестого типа, который при первичном инфицировании в детском возрасте вызывает такое заболевание, как розеола.

После попадания в организм возбудитель заболевания может длительное время пребывать в спящем состоянии и никак себя не проявлять. Активизировать вирус герпеса на глазах могут следующие провоцирующие факторы:

1. Проявление герпеса глаз могут спровоцировать беременность, лечение цитостатиками и прием иммунодепрессантов.
  2. Среди внешних провоцирующих факторов можно назвать травмы глаз, а также их инфицирование во время активизации ВПГ на губах. Заражение происходит при контакте содержимого из пузырьков с тканями глаза.
  3. Заражение может произойти через предметы гигиены и при бытовом контакте. Например, если одним и тем же полотенцем вытирается больной с герпесом на губах и здоровый человек. Герпес века может передаваться при использовании общих атрибутов макияжа.

Важно: поскольку после заражения герпесвирусом инфекция постоянно пребывает в организме в спящем состоянии, недуг может часто давать рецидив. При этом высыпания появляются в одном и то же месте. Обычно это происходит на фоне снижения иммунитета.

Общие симптомы

болезненность глаза

Существует несколько признаков офтальмогерпеса, которые очень схожи с иными заболеваниями глаз.  Если учитывать общие симптомы недуга, то они очень напоминают кератит, конъюнктивит и различные бактериальные воспаления.

Герпес глаза имеет такие общие признаки, которые делают его схожим с другими заболеваниями, которые мы лечим у офтальмолога:

• слезоточивость;
  • болезненность глаза;
  • человеку больно смотреть на яркий свет;
  • четкость зрения нарушается (особенно сильно это проявляется в темноте);
  • глаза и веки краснеют;
  • может быть головная боль и тошнота;
  • иногда увеличиваются лимфоузлы.

Офтальмогерпес очень легко отличить от других заболеваний глаз по характерной мелкопузырчатой сыпи и сильному зуду века со стороны пораженного глаза. Если у человека герпес на глазах, симптомы могут отличаться в зависимости от места локализации инфекции:

1. Если высыпания поражают кожу вокруг глазного аппарата, то они захватывают кожные покровы справа и слева от глаза.
  2. Герпес на веке может локализоваться только на его подвижной части.
  3. Если инфекция локализуется на нижнем веке, то пузырьковые высыпания располагаются только здесь.
  4. От герпеса не застрахована и слизистая оболочка глаза. Сыпь может быть и на ней.
  5. Иногда высыпания выходят за границы нижнего века, и тогда диагностируют герпес под глазом.

Симптоматика в зависимости от клинической формы

герпетическая инфекция

Если вы хотите увидеть, как выглядит герпес глаза, фото этого недуга могут быть самыми разнообразными, поскольку герпетическая инфекция может поражать разные части глазного аппарата. При этом симптомы недуга могут существенно отличаться:

1. Герпетический дерматит проявляется в виде зуда и покалывания в месте появления будущих высыпаний. Затем на этом месте формируется сыпь из мелких пузырьков. В прошествии нескольких дней везикулы вскрываются и на их месте формируются корочки. Герпес на веке глаза в редких случаях может давать общее недомогание и повышенную температуру. Герпес на верхнем веке, фото: https://wikiderm.ru/wp-content/uploads/2017/01/Gerpes-na-verhnem-veke.jpg
  2. Герпетический конъюнктивит дает мелкопузырчатые высыпания сначала на одном глазу. В этом случае офтальмогерпес способствует прозрачным выделениям из глаз, а по утрам у больных могут слипаться веки. От яркого света человек ощущает резь в глазах. Конъюнктива глаз краснеет, ощущается сухость глазного яблока. При этой форме недуга на роговице могут появляться пузырьковые высыпания.
  3. Кератоиридоциклит. Такое герпетическое поражение глаз затрагивает их сосуды. В острой стадии больные периодически ощущают боль. Если недуг в этой форме часто рецидивирует, то пациент не ощущает боли, но постепенно ухудшается зрение. Данная разновидность офтальмогерпеса лечится тяжелее всего.
  4. Стромальный кератит. Такой герпес в глазу проявляется снижением чувствительности роговицы. Больному кажется, что в глазу присутствует инородное тело. Также повышается глазное давление и есть ощущение, что глазной диск сместился. Недуг сопровождается высыпаниями и поражением глазных сосудов.
  5. Язва роговицы герпетического характера. Такое герпетическое поражение глаз длится дольше всех остальных форм недуга, но пациент при этом не ощущает боли, а поверхность язв остается чистой.
  6. Острый герпетический некроз сетчатки. Эта разновидность заболевания обычно протекает без каких-либо симптомов. Изредка больные могут ощущать боль. Также присутствует снижение остроты зрения.
  7. Герпетический кератит. Этой форме характерна отечность тканей роговицы, на которой появляются высыпания. Болезнь проявляется слезотечением и светобоязнью. Чувствительность роговицы снижена. Можно заметить ее помутнение из-за герпетических язвочек.
  8. Трофический кератит (постгерпетический). В больном глазу утолщается роговица. Снижается ее чувствительность. Эпителий чуть приподнятый и шероховатый. При этом герпетическая сыпь может то исчезать полностью, то снова появляться. Недуг протекает длительно и сопровождается снижением зрения.

лечить герпес на глазу

Как лечить герпес глаза, напрямую связано с формой заболевания. Именно поэтому необходимо обратиться к врачу, который сможет провести необходимую диагностику. Если у вас герпес под глазом, лечение ничем не отличается от терапии простого герпеса на коже около губ. Обычно чтобы лечить герпес окружающих глаз тканей применяют препараты для снятия симптомов и средства, позволяющие подавить активность вируса.

В любом случае лечить герпес на глазу нужно комплексно. Для этого используют следующие средства:

• Симптоматическая терапия проводится с использованием противоотечных и обезболивающих препаратов;
  • Обязательно назначаются иммуномодуляторы;
  • Больные должны принимать специфические противовирусные средства;
  • Иногда для лечения используется противогерпетическая вакцина.

Если возбудитель заболевания проник в глубокие ткани глазного аппарата, окулист может назначить хирургическое лечение, а именно:

• лазерную коагуляцию;
  • удаление пораженных вирусом тканей.

Противовирусные средства

мазь Ацикловир

Неважно, что у вас, герпес на верхнем веке или поражение слизистой оболочки, наиболее эффективное лечение проводится с использованием противовирусных препаратов, которые активны в отношении вируса герпеса.

Средства местного использования:

1. Мазь Ацикловир. Средство с 5-процентным содержанием ацикловира можно применять только для нанесения на кожные покровы. Она не должна попадать на слизистую. Если же допускается попадание мази на слизистые оболочки органа, то лучше выбрать трехпроцентную мазь. При рецидивах недуга средство малоэффективно. Оно подходит для лечения герпеса век.
  2. Фенистил-пенцивир в виде крема. Это средство также не должно попадать на слизистые оболочки и подходит только для лечения кожи. Активность лекарства выше, чем у Ацикловира, поэтому его можно применять при рецидивах и тяжелых формах.
  3. Капли Офтальмоферон. Применение капель обычно совмещают с использованием геля Ацикловир или крема Фенистил, чтобы защитить роговицу от возможного распространения инфекции. В профилактических целых в каждый глаз закапывают по две капли средства трижды в день.

Таблетированные формы для приема внутрь:

1. Лекарства на базе валацикловира (Валавир, Валвир, Валтрекс) после попадания в организм трансформируются в ацикловир в больших концентрациях. Это позволяет повысить эффективность препарата. Он не помогает при лечении устойчивых к ацикловиру штаммов герпетической инфекции.
  2. Средства на базе фамцикловира (например, Фамвир, Минакер, Фамцикловир) самые дорогие и наиболее эффективные. Однако их не рекомендуется применять для лечения герпетической инфекции у ребенка.
  3. Таблетки Зовиракс и Ацикловир считаются самыми слабыми, поскольку около половины герпетических штаммов к ним имеют устойчивость. Средства подходят для использования в профилактических целях и для лечения начальных стадий заболеваний, вызванных ВПГ.

Для терапии в детском возрасте обычно используют мазь Ацикловир, капли Офтальмоферон, а также свечи Виферон для поднятия иммунитета. Однако в зависимости от формы недуга врач может назначить дополнительные лекарства.

Если вы хотите знать, может ли ребенок заболеть герпесом глаза, то такая вероятность существует. Дети могут болеть из-за снижения иммунитета на фоне переохлаждения, прививок, простудных болезней, травм глаза, перегревания и гормональных изменений.

Оцените публикацию:
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: